Некоторые банки разрабатывают специальные программы, рассчитанные на привлечение некрупных заемщиков, т.е. им нужны деньги, а банку – клиенты. Такое взаимовыгодное сотрудничество позволяет, с одной стороны, решить проблему финансирования организации или модернизации производства без оттока денежных средств, с другой стороны, найти новый рынок применения профессионального и человеческого ресурса в банковской сфере. Сразу оговоримся, что в данном материале все расчеты сделаны на усредненных условиях самых крупных игроков на рынке. В каждом конкретном случае цифры и условия могут отличаться, поэтому советуем воспринимать этот материал в качестве вводного, а не как готовое решение.
Также договор лизинга предусматривает 100-процентное кредитование сделки, в то время как банковский кредит выдается, как правило, на 70–80% стоимости оборудования.
Стоит отметить, что сами условия договора лизинга являются более гибкими, чем кредитного, что позволяет выбрать удобную схему погашения долга.
Договор лизинга часто предусматривает и техническую поддержку оборудования, в результате чего лизингополучатель приобретает дополнительные преимущества (уменьшается риск морального износа оборудования). Если же оборудование покупается, данные расходы компания несет самостоятельно.
В некоторых случаях объект лизинга может и не числиться на балансе лизингополучателя, поэтому он не платит налог на имущество. Кроме того, степень финансовой зависимости приобретателя вуалируется: в бухгалтерском балансе отражается только текущая задолженность по лизинговым платежам, а кредитные обязательства показываются полностью. Еще один налоговый аспект в пользу лизинга: при классической схеме финансового лизинга срок договора совпадает со сроком списания имущества на затраты посредством начисления амортизации. Лизингополучателю по окончании договора лизинга достается
подъемная техника с нулевой остаточной стоимостью, в то время как его реальная рыночная цена существенно выше. Поэтому последующая продажа такого имущества может существенно уменьшить совокупные затраты лизингополучателя. Однако не все так позитивно и однозначно, как хотелось бы.
Лизинг можно оценивать не с позиции абсолютной цены (кстати, в этом отношении лизинг будет дороже), а с позиции реального движения средств. Например, лизинговый платеж вызовет отток соответствующей суммы денежных средств. С другой стороны, НДС, входящий в состав платежа, предъявляется бюджету в полном объеме. То есть плательщик уменьшает на сумму «входящего» налога реальные выплаты.
Показатель | Виды отношений |
Кредит | Лизинг |
Право собственности на объект | Передается заемщику, права владения, пользования и распоряжения принадлежат одному лицу. | Опцион на приобретение объекта в собственность нетождествен передаче права собственности. Право пользования отделено от права собственности. |
В отношениях с продавцом покупатель считается: | Заемщиком во всех случаях. | Лизингополучателем; приравнивается к покупателю, если сам выбирает продавца. |
Гарантии кредитора обеспечиваются: | Залогом имущества, гарантией банка, поручительством и т.д. | Предметом лизинга. |
Классификация затрат на объект инвестиций: | Капиталовложения заемщика на предмет кредита. | Текущие затраты пользователя с учетом процентов и амортизационных отчислений. |
Длительность контракта | Обычно – краткосрочный. | Предпочтительно – средне- или долгосрочный. |
Источники погашения долга | Прибыль (финансовый результат) заемщика, внешнее финансирование, временно свободные средства. | Амортизационные и иные отчисления, включаемые в себестоимость. |
Считаем затраты
Сопоставим совокупные затраты лизингополучателя на финансирование сделки по приобретению имущества через лизинг и непосредственно за счет кредитных ресурсов. Проведем анализ на конкретном примере. Критерием выбора варианта финансирования по результатам расчетов будет минимум совокупных затрат при одинаковых размерах и условиях кредитования, а также при условии сопоставимости вариантов по масштабам, времени и уровню рисков.
Целесообразность приобретения оборудования в лизинг можно рассмотреть на примере автокрана Groove GMK-серии стоимостью около 1 200 000 евро (в том числе НДС – 183 051 евро). Возьмем для расчетов нормативный срок службы 9 лет. В условиях лизинга применяется коэффициент ускоренной амортизации (k = 3), поэтому срок списания объекта уменьшается до 3-х лет. Срок действия договора лизинга совпадает со сроком амортизации имущества. Процентная ставка составляет 15% годовых. Считается, что возврат кредита осуществляется равными частями в конце очередного года в течение 3-х лет. Договором лизинга предусматривается комиссионное вознаграждение в размере 5% от стоимости имущества. Приобретатель также может использовать банковский кредит на покупку имущества. Сроки, процентные ставки и иные условия кредитования в целях сопоставимости анализа совпадают с условиями кредита, взятого лизингополучателем. Ставка налога на прибыль – 24%, ставка налога на имущество – 2%. НДС (18%) в полном объеме предъявляется бюджету.
Результаты расчетов по лизинговым и кредитным платежам:
Расчет платежей по договору лизинга крана Groove, евро |
| 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Итого |
1. Погашение кредита в конце года | 400 000 | 400 000 | 400 000 | 1 200 000 |
2. Выплаты % за год | 180 000 | 120 000 | 60 000 | 360 000 |
3. Долг по кредиту на 01.01. | 1 200 000 | 800 000 | 400 000 | - |
4. Амортизация за год | 338 983 | 338 983 | 338 983 | 1 016 949 |
5. Остаточная стоимость на 01.01. | 1 016 949 | 677 966 | 338 983 | - |
6. Налог на имущество, 2% | 20 339 | 13 559 | 6 780 | 40 678 |
7. Возврат НДС | 61 017 | 61 017 | 61017 | 183 051 |
8. Лизинговые расходы (пп. 1+2+6-7) | 539 322 | 472 542 | 405 763 | 1 417 627 |
9. Комиссионное вознаграждение, 5% | 20 000 | 20 000 | 20 000 | 60 000 |
10. Итого лизинговые расходы без НДС (пп. 1+2+6-7+9) | 559 322 | 492 542 | 425 763 | 1 477 627 |
11. НДС (п.10*0,18) | 100 678 | 88 658 | 76 637 | 265 973 |
12. Лизинговые расходы с НДС (пп. 10+11) | 660 000 | 581 200 | 502 400 | 1 743 600 |
13. Налоговая экономия | 134 237 | 118 210 | 102 183 | 354 630 |
14. Чистый денежный поток (пп.12-11-13) | 425 085 | 374 332 | 323 580 | 1 122 997 |
Расчет платежей по договору кредита крана Groove, евро |
| 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Итого |
1. Погашение кредита в конце года | 400 000 | 400 000 | 400 000 | 1 200 000 |
2. Выплаты % за год | 180 000 | 120 000 | 60 000 | 360 000 |
3. Долг по кредиту на 01.01. | 1 200 000 | 800 000 | 400 000 | - |
4. Амортизация за год | 112 994 | 112 994 | 112 994 | 338 982 |
5. Остаточная стоимость на 01.01. | 1 016 949 | 903 952 | 790 958 | - |
6. Налог на имущество, 2% | 20 339 | 18079 | 15819 | 54 237 |
7. Возврат НДС | 61 017 | 61 017 | 61017 | 183 051 |
8. Расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (пп. 4+6) | 133 333 | 131 073 | 128 813 | 393 219 |
9. Налоговая экономия | 32 000 | 31 458 | 30 915 | 94 373 |
10. Чистый денежный поток (пп. 1+2+6-7-9) | 507 322 | 445 604 | 383 887 | 1 336 813 |
Анализируем затраты
Лизинг
Лизингополучатель осуществляет периодические лизинговые платежи, которыми он полностью возмещает стоимость имущества. По окончании договора лизинга автокран полностью переходит в собственность лизингополучателя. Общая сумма лизинговых платежей, которую в течение 3-х лет должен заплатить лизингополучатель, составляет 1 743 600 евро, что на 45,3% больше стоимости автокрана (1 200 000 евро). Сумма НДС в лизинговых платежах – 265 973 евро, и на эту сумму уменьшаются реальные выплаты в бюджет.
Кроме того, общая сумма лизинговых платежей без НДС списывается в полном объеме на себестоимость, что при ставке налога на прибыль 24% дает налоговую экономию 354 630 евро, т. е. чистый денежный поток у лизингополучателя за весь период договора составит 1 122 997 евро. Данную сумму можно трактовать как величину непо-средственных затрат при приобретении автокрана по договору лизинга.
Кредит
Для проведения анализа мы сопоставили кредитные взаимоотношения между лизингодателем/лизингополучателем и банком/заемщиком, поэтому график возврата и сумма процентов за кредит в обоих случаях одинаковы.
В отличие от лизинга в данном случае автокран сразу становится собственностью приобретателя, хотя и обременен залогом в обеспечение возврата банковского кредита. Приобретатель начисляет амортизацию, причем к ее норме уже не применяется коэффициент ускорения. При прочих равных условиях это приводит к увеличению срока списания автокрана и суммы налога на него.
Начисленная амортизация в течение рассматриваемых 3-х лет составит 338 982 евро, а общая сумма налога на имуще¬ство – 54 237 евро. При списании указанных сумм на себестоимость организация уменьшает отток денежных средств по налогу на прибыль суммарно на 94 373 евро. Идентифицировав все прямые и косвенные денежные потоки у приобретателя, получаем величину совокупных затрат – 1 336 813 евро, что на 19% больше, чем в случае покупки автокрана по договору лизинга. Экономия средств приобретателя в этом случае составляет 213 816 евро.
В данных расчетах не учитывается, что по окончании договора к лизингополучателю переходит полностью амортизированный автокран, остаточная стоимость которого равна нулю. Лизингополучатель в дальнейшем не платит налог на имущество (так как нет базы налогообложения). Но это «классический вариант», когда срок договора лизинга полностью совпадает со сроком амортизации. Если же срок амортизации превышает срок договора лизинга, то после его окончания предприятие продолжит начислять амортизацию на оборудование.
В случае покупки автокрана в кредит или за счет собственных средств сроки списания будут более длительными, так как коэффициент ускорения не применяется. При самостоятельной покупке указанного автокрана он будет амортизироваться еще в течение 6-ти лет.
Итак…
Выгоды сомнений не вызывают: сравнение вариантов позволяет сделать вывод о том, что лучшим по критерию минимума совокупных затрат на реализацию проекта приобретения автокрана GMK-серии стоимостью около 1 200 000 евро при данных условиях является лизинг. По сравнению с вариантом единовременной оплаты оборудования объем инвестиций и срок окупаемости вложений сокращаются в разы. Вроде бы это доказывает, что оборудование нужно покупать только в лизинг.
Однако стоит учесть ряд трудностей. Учитывая, что лизинг – механизм приобретения оборудования в кредит, который предоставляет лизинговая компания, то именно здесь могут возникнуть основные проблемы подобной сделки. Во-первых, за предоставление оборудования в лизинг лизинговая компания получает комиссионное вознаграждение в размере 3–5% от суммы сделки. Поэтому покупка в лизинг, например, стоимостью около 3–5 тыс. евро особого интереса для лизинговой компании не представляет. Как правило, сумма реальной лизинговой сделки начинается от 20–30 тыс. евро (в зависимости от компании).
Существенным препятствием на пути покупки оборудования в лизинг является получение кредита. Для этого лизингополучателю необходимо заполнить внушительный пакет различных документов, содержащих подробные сведения о компании-покупателе, ее кредитной истории, бухгалтерские отчеты, краткий бизнес-план будущего производства, сведения об обеспечении договора лизинга и т. д. Учитывая современные условия функционирования большинства предприятий, эта формальная сторона вопроса может стать непреодолимой.
Еще один аспект – обеспечение возврата по договору лизинга. Таким обеспечением может служить банковская гарантия, поручительство, залог. Как правило, лизинговой компании достаточно вдвое превышающего сумму сделки обеспечения, хотя иногда часть залога является стоимостью передаваемого оборудования, а также авансового платежа (который может составлять около 20% суммы сделки и который лизингодатель потребует с покупателя еще до начала использования оборудования в коммерческой деятельности).
Существенным препятствием на пути покупки оборудования за счет заемных средств является получение кредита. Для этого необходимо заполнить внушительный пакет различных документов, содержащих подробные сведения о компании-покупателе, ее кредитной истории, бухгалтерские отчеты, краткий бизнес-план будущего производства, сведения об обеспечении кредита и т.д. Учитывая современные условия функционирования большинства предприятий, эта формальная сторона вопроса может стать непреодолимой.
Так что при планировании приобретения оборудования за счет привлеченных ресурсов стоит учитывать все плюсы и минусы лизинга и кредита. С другой стороны, использование лизинга в стратегическом плане развития предприятия экономически целесообразнее, нежели кредита. Наиболее же реальным представляется применение лизинга устойчивым предприятием, которое желает расширить свой бизнес таким образом, чтобы не спровоцировать отток оборотных средств из производства.
Cranes & Access rus, №5 (Июнь)