Поиск

Выставка «Интерполитех»


ГОРНОЕ ДЕЛО / Ural MINING ’18 – выставка технологических решений в горном деле


 
 

Palfinger

Челябинский тракторный завод – пионер в создании гусеничных машин

07.03.2018 80 лет назад первым в стране ЧТЗ начал массовое производство газогенераторных тракторов. В 20-30 годах прошлого столетия парк автомобилей, самолетов, военной техники в стране быстро увеличивался, а горючего не хватало. В этих условиях Совнарком СССР принял решение о производстве тракторов с газогенераторными установками. Первыми взялись за решение проблемы энтузиасты-одиночки. В 1929 году к ним присоединился Всесоюзный институт сельскохозяйственного машиностроения.


Среди энтузиастов газогенераторов был и инженер ЧТЗ Владимир Мамин, сын известного изобретателя, одного из пионеров отечественного тракторостроения Якова Васильевича Мамина. Владимир Яковлевич возглавил экспериментальное КБ. Еще в 1936 году это бюро внедрило на ЧТЗ в производство С-60 с газогенератором конструкции С.И. Декаленкова – Д-8. На опытном заводе предприятия были изготовлены 264 таких трактора.

Наркомтяжпром поручил научному автотракторному институту (НАТИ) создание улучшенного генератора для челябинских машин. Такая установка, Г-25, была разработана. По сравнению с Д-8 она давала лучше очищенный и охлажденный газ. В результате двигатель развивал большую мощность.

Дизельный трактор С-65 с генератором Г-25 получил обозначение СГ-65. Топливом для газогенератора служили древесные чурки. Мощность двигателя на газе составляла 60 л.с., которые позволяли трактору развивать скорость 7 км в час и тяговое усилие в 3,1 тонны.

В марте-апреле 1938 года первые СГ-65 испытывались на вывозке леса под Свердловском. Затем проводились стендовые и полевые испытания. В октябре-ноябре СГ-65 проверили в деле под Харьковом и Ростовом в сельском хозяйстве – на пахоте.

Серийный выпуск газогенераторных «Сталинцев» 65-й модели начался в 1938-м и продолжался до начала 1942 года. Всего на ЧТЗ изготовили 7365 единиц СГ-65. Конструкция газогенератора Г-25 (НАТИ) существенно дорабатывалась челябинскими тракторостроителями. В частности, В.Я. Маминым была разработана новая газификационная камера: вместо литой – штампованная, двухфурменная. В связи со значительными преимуществами ею рекомендовали заменять литые топливники при капитальном ремонте газогенераторных машин.

Газогенераторное производство на ЧТЗ постепенно набирало обороты и расширялось. К 41-му году установки изготавливали уже в три смены. А с завода уходили целые эшелоны газогенераторных машин. Работая в разных регионах страны, они очень выручали, особенно в отдаленных таежных районах, куда топливо было доставлять трудно и дорого, а дров – сколько угодно.

Для увеличения производства столь нужных стране «газгенов» на заводе начали возводить пристрой к механосборочному корпусу с перспективой выпуска 10 тысяч машин в год. Только переехать в новый цех не успели – началась война.

В годы войны работавшие в тылу газогенераторные машины сэкономили много дефицитного топлива. Владимир Мамин разрабатывал новую установку и для послевоенного трактора С-80. Были изготовлены опытные образцы. Но положение с топливом стало меняться, газогенераторы на транспорте потеряли актуальность. Однако свою важную роль они сыграли.

подписаться на новости
Возврат к списку новостей

Поделиться


 Другие новости:
17.07.2018    Белорусские лесопереработчики посетили завод «ВЕЛМАШ-С»
16.07.2018    Домашняя выставка техники Liebherr собрала 1500 человек
16.07.2018    В Москве пройдёт форум «SAY FUTURE: Параметры будущего»
09.07.2018    Компания Liebherr представила очередную новинку
29.06.2018    Компания Liebherr представляет новый 800-тонный гусеничный кран LR 1800-1.0
28.06.2018    Компания Sandvik представила новый подземный самосвал TH545i
27.06.2018    «РМ-Терекс» расширяет сотрудничество с Филиппинами
26.06.2018    Более сотни корейских компаний примут участие в «ИННОПРОМ-2018»
25.06.2018    bauma CTT’2018: Новые модели от Manitou
20.06.2018    В Москве прошёл День клиента «ПАЛФИНГЕР СНГ»
beaver.rent: арендуйте спецтехнику по лучшим ценам!
Фестиваль TRUCK FEST
«Международный форум арендных и строительных компаний 2017»
Сonneсt Construct Crimea
«ЭКСПОДРЕВ»