Поиск

Выставка «Интерполитех»


ГОРНОЕ ДЕЛО / Ural MINING ’18 – выставка технологических решений в горном деле


 
 

Palfinger

Челябинский тракторный завод – пионер в создании гусеничных машин

07.03.2018 80 лет назад первым в стране ЧТЗ начал массовое производство газогенераторных тракторов. В 20-30 годах прошлого столетия парк автомобилей, самолетов, военной техники в стране быстро увеличивался, а горючего не хватало. В этих условиях Совнарком СССР принял решение о производстве тракторов с газогенераторными установками. Первыми взялись за решение проблемы энтузиасты-одиночки. В 1929 году к ним присоединился Всесоюзный институт сельскохозяйственного машиностроения.


Среди энтузиастов газогенераторов был и инженер ЧТЗ Владимир Мамин, сын известного изобретателя, одного из пионеров отечественного тракторостроения Якова Васильевича Мамина. Владимир Яковлевич возглавил экспериментальное КБ. Еще в 1936 году это бюро внедрило на ЧТЗ в производство С-60 с газогенератором конструкции С.И. Декаленкова – Д-8. На опытном заводе предприятия были изготовлены 264 таких трактора.

Наркомтяжпром поручил научному автотракторному институту (НАТИ) создание улучшенного генератора для челябинских машин. Такая установка, Г-25, была разработана. По сравнению с Д-8 она давала лучше очищенный и охлажденный газ. В результате двигатель развивал большую мощность.

Дизельный трактор С-65 с генератором Г-25 получил обозначение СГ-65. Топливом для газогенератора служили древесные чурки. Мощность двигателя на газе составляла 60 л.с., которые позволяли трактору развивать скорость 7 км в час и тяговое усилие в 3,1 тонны.

В марте-апреле 1938 года первые СГ-65 испытывались на вывозке леса под Свердловском. Затем проводились стендовые и полевые испытания. В октябре-ноябре СГ-65 проверили в деле под Харьковом и Ростовом в сельском хозяйстве – на пахоте.

Серийный выпуск газогенераторных «Сталинцев» 65-й модели начался в 1938-м и продолжался до начала 1942 года. Всего на ЧТЗ изготовили 7365 единиц СГ-65. Конструкция газогенератора Г-25 (НАТИ) существенно дорабатывалась челябинскими тракторостроителями. В частности, В.Я. Маминым была разработана новая газификационная камера: вместо литой – штампованная, двухфурменная. В связи со значительными преимуществами ею рекомендовали заменять литые топливники при капитальном ремонте газогенераторных машин.

Газогенераторное производство на ЧТЗ постепенно набирало обороты и расширялось. К 41-му году установки изготавливали уже в три смены. А с завода уходили целые эшелоны газогенераторных машин. Работая в разных регионах страны, они очень выручали, особенно в отдаленных таежных районах, куда топливо было доставлять трудно и дорого, а дров – сколько угодно.

Для увеличения производства столь нужных стране «газгенов» на заводе начали возводить пристрой к механосборочному корпусу с перспективой выпуска 10 тысяч машин в год. Только переехать в новый цех не успели – началась война.

В годы войны работавшие в тылу газогенераторные машины сэкономили много дефицитного топлива. Владимир Мамин разрабатывал новую установку и для послевоенного трактора С-80. Были изготовлены опытные образцы. Но положение с топливом стало меняться, газогенераторы на транспорте потеряли актуальность. Однако свою важную роль они сыграли.

подписаться на новости
Возврат к списку новостей

Поделиться


 Другие новости:
18.05.2018    Концерн Jungheinrich подвёл итоги выставки СеМАТ’2018
15.05.2018    Открыт подземный сервисный центр Sandvik на Кировском руднике
10.05.2018    На секретный индийский фрегат уронили 250-тонный козловой кран
10.05.2018    В Швейцарии аисты свили гнездо на противовесе башенного крана
07.05.2018    «Подъемные машины» вновь стали партнером чемпионата «Лесоруб XXI века»
07.05.2018    Российские производители спецтехники могут упрочить свои позиции за рубежом
07.05.2018    Компания AGCO Power выпустила миллионный двигатель к 75-летию бренда
04.05.2018    Новое обновление Load Assist для колесных погрузчиков Volvo CE
04.05.2018    «Урал» поставит «Транснефти» партию вахтовых автобусов
04.05.2018    В Улан-Баторе пройдет выставка «Российско-Монгольская инициатива - 2018»
beaver.rent: арендуйте спецтехнику по лучшим ценам!
Фестиваль TRUCK FEST
«ЭКСПОДРЕВ»